Старая украинская легенда о появлении Спаса

Старая украинская легенда так рассказывает о появлении Спаса

«Когда-то в былинные времена породил Батька Небесный с Матерью Землёю в час ночной грозы народ казачий, да и дал им землю великую от Севера до Юга, от моря и до моря, от восхода до заката, от Дуная до Дона и Кубани. Да и заповедь дал им — не ходить с той земли никуда и никому её не отдавать. А чтобы справны были они, да сгуртованы до кучи, дал им умений разных с неба. Да и повелел им Свет сторожить, а с тьмой сражаться, и между собой неправды не допускать».

Так появились ремесла разные, а с ними и Спас. И с тех пор и несли роды казачьи дары Божии. Само название — Спас — не является общепринятым самоназванием тех знаний и умений, которые были разлиты в казачьей среде, и о которых речь будет идти ниже. Оно было распространено не повсеместно. Параллельно бытовало и другое название – Стос, от особого замолва – молитвы, позволяющей войти в «инакое» состояние сознания. Где – то это знание называли на древний лад кудью. А в большинстве своём, наши предки вообще обходились без самоназваний и брали учить учеников «уму – разуму», либо вообще просто «науке». Подобное положение вещей, а именно отсутствие общепринятого названия, дало дополнительный повод современным критикам отрицать существование Спаса у наших предков.

Каких — либо письменных источников, позволящих утверждать, что Спас — это законченная выстроенная система, нет. Вся история нашего народа такова, что знания, хранящиеся в народной среде о Боге, мире и человеке,подвергались уничтожению неоднократно. Этим ознаменовался приход христианства на Русь, когда все языческое мировоззрение пытались вырвать с корнем, но деревня нашла способ примирить одно с другим, что в итоге привело к слиянию языческого и христианского мировосприятия в народном сознании. Разве не убедительны доказательства этому, что мы до сих пор с удовольствием справляем Масленицу, а дети обходят «цыганские ворота» (не поняли — спросите у детей), которые по народному поверью являются клязей (входом в «иное»).

Революция нанесла непоправимый удар по деревне, пытаясь вытравить из сознания народа не только прошлые устои, но и Бога, как такового.

Но народ выстоял, а с ним и знания, которые передавались от поколения к поколению, из уст в уста. Конечно, все эти катаклизмы не могли пройти бесследно, и «наука» стала более разрозненной, а где-то и обмельчала.

Но Спас жив, пока живы его немногочисленные носители.

Еще со времен язычества устроение Мира рассматривается как совокупность и неразделимое взаимодействие трех миров, называемых Правь, Явь и Навь. Явь — видимый мир, мир, в котором мы живем. Навь — мир духов, который разделяют на мир Слави и мир Нави. Мир Слави — это мир душ ушедших предков и мир, где обитают служебные духи. Мир Нави — это мир , где находятся враждебные человеку духи. Правь — это мир Богов. Все эти миры, так или иначе, проявлены в человеке. Для защиты от недоброжелательных духов используют обережный Спас, для защиты от болезни, которую рассматривают как живое персонифицированное существо, применяется лечейный Спас. Бойцовый Спас защищает воинов в ратной сечи .

Человек, по воззрениям наших предков , также триедин , как и мир , который его окружал. В христианской традиции — это дух , душа и тело. В ведизме понятие «триглава» включает не только устроение миров, но и устроение нашей души. «Личина наша, — учили предки, — Триглав представляет. Живут в нас три брата: старший, средний и младший. Старший брат — Дух, частица Божия, средний — Душа, а младший — чувства, телу присущие. В повседневном быту старший брат спит, средний руководит, а младший и вовсе доверчивый дурак. Нет между ними ладу. Только сплотив братьев, то есть овладев тремя главами, получаешь силы разного рода — земли , неба , огня и воды». Сплочение по-другому называли — настроение. В слове «настроение» заложен глубокий смысл, указывающий на единство братьев: «нас трое» — светло и радостно человеку.

Сравнивают триглав души также с тремя сестрами, имя которым : Жива, Смага и Тяма. Жива тель творит — это то , что движется. Смага — чувства огненные, а Тяма — разума сила, то, что двигаться заставляет. Выделяют еще душу-птицу, которая покидает тель во сне, имя ее Ведогонь. Обособленно стоит душа — след, которую называют «Образом». Когда мы говорим «сделано с душой», «вложил душу» — мы говорим о душе — следе, об Образе. Остается она в делах рук наших, наших творениях, в следе на сырой земле. Злые люди могут нанести вред человеку , используя предметы , созданные им, землю из следа, волосы, фотографию — на чем и основана парциальная магия.

Наряду с триединством , имеет место и четырехмерное устроение человека. Тело было дано матерью, душа дана Дживой, дух — отцом, а совесть — Родом. Четыре стороны света, четыре стихи — огонь, земля, вода и воздух. Тело человека так подразделяется в соответствии со стихиями: ноги — земля , живот — вода, грудная клетка — огонь, горло и голова — воздух. Подобное деление — не просто теория , на нем основаны многие практические работы в Спасе.

Основа Спаса — это мифологическое мировоззрение, которое лишает восприятие очевидности, и постепенно подталкивает к без-умию как единственному способу подняться над логическим мышлением.

Только в таком состоянии можно приблизиться к тому, чтобы увидеть Мир целостностным, а также свой путь в этом Мире. Ведь в представлении предков человеческая жизнь — это дорога, а сам человек — ходок, совершающий восхождение в Горний Мир (вспомните выражение «жизненный путь») . Спас же воспринимается «дорогой бездорожной ко Господу», то есть прямой и краткой. Возвращение Домой — это высшая цель любого человека, и пока она не будет выполнена, мы будем вновь и вновь воплощаться на этой земле. Поэтому в Спасе уделялось столько внимания устроению мира, в котором душа должна выполнить своё предназначение на это воплощение, собрав все уроки, раскиданные для неё на этом жизненном пути.

И как только Душа начнет просыпаться, тут же открываются особые способности, которые лишь «цветы на обочине дороги», но никак не самоцель в традиции Спаса. Однако и они делают нашу жизнь более яркой, возвращают детскую способность верить в сказки.

Стремясь вернуться в Спас (именно вернуться, а не вернуть его людям, как говорят многие), мы стремимся вернуть чудеса и сказку в свою жизнь, сделать ее более насыщенной и полной.

Источник

Просмотры: 1121

2 мысли по поводу “Старая украинская легенда о появлении Спаса”

  1. Tara пишет:

    Верно… На счет предназначения))) и перевоплощений ДУШИ!

  2. ALOWA пишет:

    БЛАГОДАРЮ! Лучше назвать: Старый Малоруський Сказ.

Добавить комментарий