Манифест о возрождении земского движения в России
Исторические предпосылки
По данным историков, в древней Руси, в частности, в Новгородской республике, существовал административный термин «земля», который использовался как современный термин «регион». Так зародилось понятие земство – объединение не по родству либо национальной принадлежности, а по территории, земле проживания.
В период расширения российского государства определение «земский» означало «общегосударственный», а не «местный». Примерно как сейчас, когда говорят «в регионах», фактически имеют в виду всю страну, за исключением пары космополитических мегаполисов.
В XV-XVI вв. термин “земяне” обозначал совокупность местных жителей с присущими им местными интересами. Земская реформа Ивана IV была призвана заменить в местном управлении чиновников, сажаемых «на кормление» из центра, представителями местного сообщества и тем самым положить конец злоупотреблениям «кормленщиков». Потом, к сожалению, центральную власть буквально постигло помрачение сознания: вместо земщины Иван IV Грозный предпочёл опереться на «опричнину» – «особые силы» (от слова «опричь», т.е. «помимо», «в виде исключения из общего правила» ). А жаль. Ведь закончилось всё Смутным временем и окончательным установлением крепостного права для крестьян.
Видимо, неслучайно, что идея земства была реанимирована именно после отмены Крепостного права в 1861 году. Развитое местное самоуправление есть реальное подтверждение того, что люди в той или иной стране пользуются свободами. Идея земской солидарности была явно несовместима с позором крепостничества, когда люди, питавшиеся от одной земли, могли быть как продавцом/покупателем, так и товаром.
Земская идея и современная экономическая система
Россия – это страна, широта которой подчёркивает всю нелепость урбанизационной тенденции, т.е. концентрации людей в городских поселениях. Чтобы придти к этой мысли, достаточно взглянуть на карту. Возможно, нагнетание трудовых ресурсов в города выгодно для корпораций, расположенных в этих городах, это удобно для сбыта завозимой из-за рубежа продукции. Но для собственного производителя особого выигрыша в концентрации населения нет. Во всяком случае, в современном 21 веке, – веке высоких технологий, в котором появились современные средства связи и возможность нано-технологизации производств.
Урбанизация населения России как и многие другие тенденции, доставшиеся из прошлого, бурного 20-го века, работает по принципу «одно лечим, другое — калечим». С одной стороны, конечно удобно, когда массы населения, оторванные от родных мест, оказываются «под рукой» и готовы работать в неудобных условиях, чтобы закрепиться на новом месте. Но для обеспечения этих масс людей нужно строить громоздкие многоквартирные дома, содержать дорожайшую коммунальную систему, так и не «давшуюся» пока в руки народного самоуправления и представляющую собой «чёрную дыру», поглощающую бюджетные средства. А чтобы накормить оторванные от земли массы народа приходится прибегать к использованию ГМО-продуктов, научный прогноз долговременного воздействия которых становится все более тревожным.
Оторванные от природы люди чаще болеют, страдают от автоиммунных заболеваний и вынашивают в своих ослабленных организмах все более мощные инфекционные штаммы, возникает необходимость дополнительно развивать социальный сектор, брать на прямое содержание состарившееся городское поколение.
И при этом обезлюдевают колоссальные пространства, пригодные для жизни с качеством, превышающим городской на порядок (например, США: средний класс проживает в знаменитой «одноэтажной Америке», но никто не назовёт данную страну отсталой). Там, где могла бы свободно раскинуться «одноэтажная Россия», и процветать земское народное самоуправление, стоят покосившиеся избы обезлюдевших деревень.
Вот почему идея земской сплочённости неразрывно связана с идеей экономической децентрализации (возьмём, опять, те же США, такую же, как и Россия страну больших пространств: нет чёткого центра, в котором была бы сконцентрирована львиная доля экономического потенциала; и это не мешает Штатам быть великой державой).
Земская идея и современная демография
Современным понятием, однокоренным «земству», является «землячество». Отличие земства от землячества состоит лишь в том, что человеку не обязательно оказываться в чуждом окружении, становится «выходцем» с малой родины по экономическим либо иным причинам , чтобы проникнуться любовью к своей малой родине, дружить с соседями.
Поговорка «где родился, там и пригодился» является глубоко родной идее земства. Со своей земли никуда выходить не надо. Земская идея – это идея привязанности к корням, к своему дому и округе, малой родине, и только через неё начинается любовь к большой Родине.
Можно сказать, что землячество как сплочённое сообщество становится земством, возвращаясь на свою малую родину, принося ей модернизацию, новые навыки, технологии и инвестиции.
Земское движение по определению выступает за возвращение людей к земле, и будет участвовать во всех проектах по возрождению села, строительства жилья для молодых специалистов, программах по переселению соотечественников, от русскоязычных жителей стран СНГ до старообрядцев со всего мира, желающих переселиться в Россию.
Принципы и реальные механизмы демографической эволюции российского общества на основе идеи земской демократии разрабатывают энтузиасты малоэтажного строительства, участвующие в проекте.
Земская идея и традиционное искусство
Красоты природы вдохновляют не только деятелей искусства. Природные красота родного края — это, пожалуй, один из немногих безусловно эстетических моментов, могущих объединять людей, таких разных, но живущих на одной территории. Неслучайно земские учреждения в дореволюционной России так деятельно участвовали в просвещении, устроении краеведческих музеев и собраний картин. Любовь к природе родного края – это дополнительный фактор сплочения и привязки людей к родной земле. Одной из задач современного земского движения должно быть поощрение краеведческой деятельности, развитие экотуризма и просветительская деятельность.
Данное направление в рамках проекта возрождения земства курируют энтузиасты возрождения забытых русских традиций (за счет открытия в учебных заведениях факультативов и клубов).
Подходы к реализации земской идеи в современной политике
Суть идеи проста. Ближе всего к реальному народовластию Россия была в пору расцвета земства. Раз развитие земства всегда сопровождало периоды развития русского общества, то и неплохо было бы восстановить традицию.
Народная самоорганизация пойдёт не по идеологическому, корпоративному, классовому, или какому-нибудь иному принципу, а по сетевому принципу – под лозунгом народовластия, самоуправления и взаимопомощи на местах, там, где собственно реальная жизнь и идёт. В духе времени планируется интеграция части функционала самоуправления в интернет-пространство через создание полезной социальной сети (рабочее название – Союз Социальных Сетей России). Идея принадлежит Краснощекову А.М., депутату одного из муниципальных собраний Подмосковья.
Цели:
1) пропаганда участия молодежи в жизни и управлении своим городом, поселком, домом, посредством участия в местном самоуправлении в качестве депутатов;
2) развитие культуры и традиций реального народовластия;
3) подготовка кадров на более высокие посты;
4) повышение профессионального уровня субъектов МСУ;
5) повышение уровня социальной ответственности каждого гражданина не только за себя, но и за соседа.
У этой идеи нет чёткой идеологической ориентации, нет выделения тех, кого бы мы были рады видеть, а кого нет. Все те, кто готов к цивилизованному диалогу и разделяет идеалы самоорганизации, усовершенствования мира, патриотизма взаимопомощи русского населения, мы рады видеть в своих рядах.
Выражаю огромную благодарность Иванову Владиславу Александровичу за участие в подготовке манифеста!
http://www.youtube.com/watch?v=znzY-9C4G-o
Просмотры: 494