Истоки гостеприимства на Руси
Кто не слышал о русском гостеприимстве?
А между тем о возникновении этого обычая мало кому известно. За многие столетия гостеприимство стало неотъемлемой чертой русского характера (как у англичан — невозмутимость и вежливость, у немцев — экономность, у японцев — пунктуальность, так у русских — хлебосольство).
Древние славяне считали, что человека, вошедшего в дом, особенно незнакомого, первым делом необходимо радушно встретить, накормить и напоить, чтобы гость на что-либо не обиделся. Тогда он не сможет причинить зло хозяину и его семье. Древние верили, что обида и гнев создают вокруг человека нечто вроде сильного и очень вредного энергетического заряда. К тому же наши предки были людьми очень суеверными: гость является с «чужой» стороны: откуда знать хозяину, кто он таков? Кто подтвердит ему, что этот человек — доброжелателен, что он вообще человек? А если Леший какой?.. Вот тогда уж точно необходимо было проявить гостеприимство, дабы усмирить нечисть.
Поев в каком-либо доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинить ему зла. Гость становился настоящим родственником, а с родственниками, как известно, не враждуют. Таким образом, хлеб-соль, которыми сегодня по русскому обычаю встречают приехавшую делегацию — не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями.
Н.М. Карамзин по поводу гостеприимства наших предков писал: «Всякий путешественник был для них (славян — С.Ш.) как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседы за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу, готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть все нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление…».
Обычай гостеприимства сохранялся и в феодальном обществе.
Независимо от своего общественного положения и материального благосостояния, помещики и крепостные приглашали проезжего и прохожего в дом, кормили его, предоставляли возможность отдохнуть.
За хлеб-соль денег с него не брали. Существовала поговорка: «Хлеб-соль разбойника побеждает». Хозяева обижались, если их гости мало ели и пили. Потчевание постоянно сопровождалось поклонами и чествованиями.
Если случалось, что гость больше не в состоянии есть и пить, то хозяин со своей женой и детьми становились перед ним на колени (если гость более уважаемый) и умоляли его: «Еще хоть немножко отведайте и т.д.».
В ряде поговорок и пословиц раскрыты правила традиционного русского гостеприимства:
«Напоил, накормил и спать уложил (и в баню сводил)»;
«Конного гостя провожай до коня, а пешего до ворот»;
«Наперед накорми, а там уж поспроси (от обычая не расспрашивать гостя, ни даже об имени его, не накормив и упокоив)»;
«Жалеть вина — не видать гостей (или: не употчевать гостей)»;
«Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад (т.е. чем поделишься)»;
«Гость хозяину не указчик. В чужом доме не осуждай»;
«Не гостям хозяина, а хозяину гостей благодарить».
Обычай гостеприимства оказывал благоприятное воздействие на молодое поколение тем, что приобщал его к общечеловеческим ценностям: учил уважать людей независимо от их вероисповедания и национальной принадлежности, проявлять щедрость, доброту. Участвуя в обрядах, связанных с гостеприимством, дети, подростки учились соблюдать нормы и правила гуманного отношения к людям.
Просмотры: 805
«В Индии считается, что змеи
Первыми на землю приползли.
Горцы верят, что орлы древнее
Прочих обитателей земли.
Я же склонен думать, что вначале
Появились люди, и поздней
Многие из них орлами стали,
А иные превратились в змей».
Расул Гамзатов.