О джинсах и культурной экспансии

Элвис Пресли. О джинсах и культурной экспансии

Говоря о международных отношениях, нельзя проходить мимо такого фактора, как мягка сила и особенно нельзя проходить мимо него в наше время. Термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввёл в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 года Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Впоследствии он развил данное понятие в своей книге 2004 года Soft Power: The Means to Success in World Politics.

Одной из предшественниц концепции «мягкой силы» была концепция «культурно-идеологической гегемонии», которая была разработана итальянским философом Антонио Грамши в 1930-1940 годах в «Тюремных тетрадях».

Давайте разберёмся подробнее с понятием, что в него входит:

Най разделяет мощь государства на две крупных составляющих:

  • «жёсткую силу» («hard power»);
  • «мягкую силу» («soft power»).

Под «жёсткой силой» Дж. Най имеет в виду совокупную политическую, экономическую и финансовую мощь, а «мягкая сила» характеризуется тремя основными компонентами: культурой, политической идеологией и внешней политикой.

«Мягкая сила» — это понуждение других хотеть результатов, которые вы хотели бы получить. Однако это «не то же самое», что воздействие или влияние, «мягкая сила» — больше, чем просто убеждение, уговаривание или способность подвигнуть сделать что-либо при помощи аргументов, хотя всё это является важными элементами этой силы. «Мягкая сила» — это также способность привлекать, и привлечение часто ведёт к взаимопониманию. Проще говоря, в поведенческих понятиях, «мягкая сила» — это привлекательная сила.

«Жёсткая» сила, или «жёсткое» могущество, — это способность к принуждению, обусловленная военной и экономической мощью страны. Мягкое могущество возникает, когда страна привлекает своей культурой, политическими идеалами и программами.

Что мы можем отметить однозначно, так это то, что мягкая сила использовалась в политике всегда, но чем ближе к нашему времени, тем всё чаще. И в этом плане невозможно так же не рассмотреть такой феномен, как культурная экспансия, которая отлично вписывается в концепцию мягкой силы.

Культурная экспансия (от лат. expansio — распространение), расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные пределы или государственные границы.

И, в этом плане, хочется рассмотреть культурную экспансию США и англосаксонской цивилизации в целом. Во второй половине 20-го века  культурная экспансия  была очень мощная, и продолжается по настоящее время. Здесь сразу можно вспомнить тлетворное влияние запада — стиляг, музыку стилей джаз и рок, танцы диско, твист. Далее, ближе к нашему времени — это рэп, хип-хоп. Если ещё ближе — это брейк-данс, просто клубные танцы, ну и завершить можно, пожалуй, самым «изящным» видом танцев, пришедшим к нам с запада — это beauty shake. Вместе с музыкой и танцами к нам приходила и их одежда. И, кстати, все эти факторы воздействовали не только на СССР, культурная экспансия шла по всему миру, возьмём, например, женскую моду за всю её историю, и мы заметим, что со временем юбка у барышень становится всё короче, пока в 60-х годах прошлого столетия не была создана мини-юбка как кульминация. Кстати, создательницей была англичанка Мэри Куант , модельер и дизайнер. Но, в данной статье, хотелось бы остановиться на такой одежде, как джинсы.

Что интересно отметить, и может быть, это кого-то удивит, но в военное, довоенное, и частично послевоенное время, в джинсах в СССР не ходил никто, этой одежды просто не было, все мужчины ходили в брюках, достать джинсы было крайне сложным, и это порой становилось навязчивой идеей для некоторых граждан. Стоит разобраться в истории джинс, что они из себя представляют, и в каком виде они доходили до СССР.

Из истории мы можем узнать, что первые джинсы, а точнее джинсовые комбинезоны выпускались в США в качестве рабочей одежды для армии, после их переняли ковбои, уже в виде привычных нам джинс (не комбинезонов), так как в них было не так жарко, как в кожаных штанах. Первой фирмой которая стала выпускать джинсы была американская фирма Леви Страус по имени своего создателя.

Родился Страус вовсе не как Страус и не как Леви, а как Лейба Штраус в многодетной еврейской семье в баварской деревушке Буттенхайм. Лейба пошёл по стопам отца, занимаясь мелкооптовой торговлей. Но, когда ему исполнилось восемнадцать, отец умер, и семья эмигрировала в Америку, где молодой торговец решил сменить имя на более благозвучное.

Отправившись в Калифорнию, Леви обнаружил, что золотоискатели испытывают острую нужду в рабочей одежде. Кожаные брюки, обычная в те времена рабочая одежда, были непрактичны: в них было жарко; а если приходилось работать в воде — очень долго сохли. Предпринимательская жилка подсказала Страусу выход: он скупил предназначавшийся для палаток брезент и наладил пошив рабочих комбинезонов.

Постепенно, приобретая капитал и репутацию, Страус стал известен и за пределами Калифорнии. В 1856 году Леви был уже владельцем фирменного магазина на Сакраменто-стрит, где бойко продавались «те самые штаны от Леви». К 1860 году Леви шил из брезента только комбинезоны, а вот прочую рабочую одежду — брюки и куртки — из ткани «деним», позже получившей название джинсовой. Так продолжалось до 1873 года, пока другой иммигрант, на этот раз из Латвии, Якоб Йофис, он же Джейкоб Дейвис, не «построил» из джинсовой ткани рабочие брюки, укрепив швы и карманы металлическими заклёпками, сконструированные им самим.

Дейвис был отличным портным и закройщиком, но бедным, как церковная мышь. Ему не хватало денег, чтобы запатентовать своё изобретение, и он обратился к Страусу. Страус оформил патент, получив многомиллиардную идею за 68 $. Так родилась знаменитая модель «Левис Страус 501», сделавшая Леви миллионером, полюбившаяся и старателям, и ковбоям, и железнодорожникам, и рабочим в больших американских городах.

Первоначальная цена — 1 доллар 46 центов. Вполне приемлемо по тем временам. Правда, сам Леви Страус свои 501-вые штаны называл «комбинезоном по пояс» или «панталонами». Только в середине 30-х годов XX века, много лет спустя после смерти Леви, компания стала применять термин «джинсы»…

Интересное и странное совпадение, которому сейчас наверняка обрадовались сторонники теории заговора, особенно еврейского заговора, утверждений делать не будем, но на факты посмотрим: джинсы придумали евреи, и по сей день эта фирма Levi является главным брендом, и принадлежит она  «еврейской мафии».

До середины 50-х годов прошлого века джинсы оставались рабочей одеждой. Первым, кто сделал джинсы молодёжной одеждой, неразрывно связанной с рок-н-роллом, был Элвис Пресли. Именно после Пресли — джинсы стали одеждой городской молодёжи, отрицающей общественные устои, одеждой для отдыха и развлечения.

И вот ключевой момент – «джинсы стали одеждой городской молодёжи, отрицающей общественные устои, одеждой для отдыха и развлечения.», всё это преподнесли не просто так, это была очередная вещь по захвату внимания. Люди реагируют на яркое, красочное, весёлое, как самые настоящие дети, именно поэтому джинсы стали преподноситься в таком ключе, что это одежда для отдыха, развлечений, и людей которые отрицают… При этом до СССР они дошли в куда менее удобном для человека виде, они были настолько узкими и в облипку, что надеть их можно было только намылив их, а сейчас уже появилось много статей, которые рассказывают о вреде обтягивающих вещей, особенно для женщин (идёт сильное сдавливание органов, что ведёт к бесплодию, это если коротко). И как шла эволюция джинс дальше? Вначале они стали потёртыми, а потом и вовсе рваными. И, более того, народу это понравилось. Почему? Это стало преподноситься как буйный стиль, будто человек нагулялся-наприключался так, что штаны порвал, так вот и закрепился этот образ. Еврейской мафии и США (кстати, не стоит забывать, что в американском правительстве, очень сильное еврейское лобби) было очень выгодно это. Во-первых, опускание интеллектуального уровня покупателя, во-вторых, элементарная экономия материала. Как обычно, всё завязано на деньги.

Так продолжается и по настоящее время, и нам важно учесть печальный опыт СССР, где со всем пытались бороться, всЁ запретить, всех расстрелять… Запретный плод сладок, и если джинсы запрещены, то их точно надо достать! Нужно научиться не бороться, а обтекать препятствие как вода. Уходить в другую плоскость  и создавать свои альтернативы. Нужно научиться вести информационную войну. Общество только сейчас стало понимать как это делать, и  в интернете стало появляться много статей и видео, о том как плохи, вредны западные товары. Это и нужно было делать в СССР. Благо, если подумать, то вести информационную войну с западом, не так уж сложно —  нужно говорить правду! Если вредна кола — так и скажите, и покажите как в Индии ею травят насекомых на полях. Вредна обтягивающая одежда – так и скажите! Главное — научиться нам умело это преподнести, показать чем плохо, доказать и дать альтернативу, которая будет черпать себя из традиционной русской культуры.

Серёгин Марк. Политолог.

 

Просмотры: 274

3 мысли по поводу “О джинсах и культурной экспансии”

  1. Lev пишет:

    Согласен, лишь в том,что бабью- джинсы носить не следует, особливо тем,у кого ноги кривые )))))
    РЭП — это вызов чёрнокожих «братьев»( кроме речитатива и ритма, в нём ничего не было и нет) -Белому человеку… не зря они почти поголовно мусульмане, особливо американские черные…И нужен РЭП именно чернокожи, а уж никак не Белым людям…Не будем здесь углубляться в расологию… в ней всё прописанно, насчёт РАС и их способностей.
    Другое дело джаз и музыка «soul»-эта музыка ничего против культуры Белого человека не имеет.

  2. Don Markeloff
    Don Markeloff пишет:

    Так или иначе вопрос о культурной экспансии… современные джинсы особенно женские вредны для здоровья…
    И по поводу современной музыки вроде рэпа воздействующей на низкие чакры….
    Вот все говорят воздействует на нижние, воздействует на нижние…
    только никто не хочет вспомнить — что если они есть, значит они нужны, и при том первые чакры основа и корни они крайне важны, поэтому и РЭП это хорошо с одной стороны, не стоит обзывать нечистью то с чего можно изъять пользу.
    В этом и есть основа русской политической культуры и русской культуры в целом — СТЕКАТЬ с угрозы, а не упираться как бараны)

  3. Lev пишет:

    Марк, со многим можно согласиться, но со многим-нет.
    С 1917 культура в России(Руси) захвачена инородцами… Наедеюсь это понимают все,кто чуток знаком с прошлым России…
    В джинсах, самих по себе, НИЧЕГО криминального или плохого нет.
    Кто виноват в том,что комми, отставали с производством ширпотреба постоянно?!
    С произодством жратвы- дакая же печальная ситуация… Да, жратва была качественная более-менее….
    Фишка в том,что наши «ребята-демократы» пошли по стопам своих «отцов» коммуняк: ничего собственного из с/х продукции -виноват ,конечно же треклятый Запад с англосаксами…
    Можно любить песню про «Стеньку Разина» или «Вечерний звон»(кстати он была написанна в Англии, между прочим!) и наслаждаться «Битлзами»(«идеологической диверсии Запада»;-) и носить джинсы- весьма проктичные , как холщёвые рубахи (толстовки) которые носили в старину…да и лапти- штука хорошая(серьёзно!)….
    Кстати, всё политбюро КП-СС, по крайней мере детки, слушали и Пресли и Битлов, и Высоцкого… у чёрных «братьев» во Христе, много очень хороших музыкантов и сочинителей тоже…разумеется я не отношу к этому дебильный «реп» и прочую пакость…которая воздействует на нижние чакры!
    Прекрасно помню, что после службы в Сов Армии, 1976, в магазинах промтоварных, -хоть «шаром покати» было…
    Всё надо было покупать из-под полы, на чёрном рынке…
    Джинсы в совках стоили от 100 рублей и выше… конечно, 100 рублей тогда и сейчас, когда доллар стоил 4 рубля…
    Дополнение .
    Не» ковбой», но » каобой» от английского соw-корова… то есть пастух, образно говоря…лошади -тоже попали под эту категорию затем… коневоды, в общем..))))
    Да и ещё.
    Все наши ВИА, учились у Битлов… се ля ви.

Добавить комментарий